Карелия.

Когда я у  кого-то спрашиваю "Куда бы вы хотели отправиться в России?" мне в основном называют три места: Карелия Алтай и Камчатка. И это не удивительно ведь эти края славятся своей природой и небывалой атмосферой.
Мы сами были одними из тех, кто все собирался но никак не получалось поехать. И вот в марте все же решили, что во что бы то ни стало в мае поедем в Карелию. Нам, как и всем, казалось это далеко и сложно и даже дорого, живем то мы не в Питере, до него 1200км. Чем ближе был май тем больше мы понимали, что бюджет у нас ограничен, и что более чем реально в него уложиться.

В конце этого поста вас ждет несколько полезных ссылок и номеров телефонов. А на фотографиях вы будете встречать всех нас четверых: Алёшу, Ирину, Даню и меня.
Приятного чтения и просмотра.

Все что мы знали о Карелии это то, что там комары как слоны, что в лесах ходят мишки и во мхах утопают валуны вдоль лесных тропок средь огромных елей. Первую идею "а поедемте дикарями с палатками" мы достаточно быстро отмели. И даже не из каких-то соображений комфорта, а из-за того, что если не унесут комары то к нам могут прийти те самые мишки, которые как раз только после спячки очнутся, да и прогноз погоды сулил нам дожди и не выше +5.

На просторах интернета нашлось множества отзывов о разных кемпингах и гостиницах и промониторив целую гору всего было решено, что в самом "попсовом" месте Карелии (от этого оно не становится менее красивым, просто жилье там заметно дороже из-за большого спроса у туристов) мы поселимся в палатках. Спасибо владельцам автодомов, щедро делящихся на своих форумах инфой по кемпингам. Мы нашли отличный кемп с очень приятной ценой и наивкуснейшими завтраками.

Погуляв по Питеру три дня мы тронулись в путь.

И раз уж едем мы на машине и вольны сами выстраивать маршрут, мы решили на один день заехать погулять в Выборг.

Город оказался очень милым и сразу понятно почему петербуржцы так любят ездить сюда погулять. Здесь чисто, тихо и по мощеным улочкам не торопясь ездят машины, а в кофейнях с выставленными на улицу столиками с букетами цветов подают ароматный кофе и вкусные булочки.

Выборгская крепость, стоящая на отдельном острове поражает красотой и величаем. Внутри куча разных музеев и активностей, и возможность подняться на башню и посмотреть на город с высоты птичьего полета. Вход в каждую дверь стоит отдельных денег и оплачивается на кассе у входа в крепость. Это, кстати, очень неудобно приходится то и дело бегать туда-сюда, ведь заранее не знаешь которая из дверей тебе приглянется. Но нас больше всего увлекла стрельба из лука. Милый инструктор в традиционных одеждах все объяснил, выдал лук и стрелы и наши мужчины соревновались в меткости. Очередь к лучнику не прекращается, а вокруг собирается толпа зевак и ребятишек страждущих поглазеть.

С башни роскошный вид на город, залив и бухту. Стоя наверху представляешь, как сюда входили корабли, как жители защищали город и на всех островках вокруг были пушки и эта бухта, залитая сейчас солнцем, была в дыму.

Еще здесь есть прекрасный парк Монрепо, гулять в нем можно весь день, по-долгу сидя на берегу и плутая по хитросплетению тропинок. Каждый раз попадая в подобные места, стоя где-то на берегу и щурясь от вечернего солнышка думаешь "ну куда еще красивей?! А разве может быть еще сказочнее, нежнее и волшебней?" И снова оказалось что да, что природа способна бесконечно создавать и поражать.

Утром мы выдвинулись в сторону той самой манящей загадочной Карелии.  Уже по-дороге пейзаж за окном менялся на глазах: листвы становилось все меньше, а вдоль пыльной обочины встал густой еловый лес. И опять та самая мысль "ну а теперь то куда еще сказочнее то!?" Смотришь вглубь чащи за окном и в лучике солнца пытаешься разглядеть обитателей леса. Нет, там никого мы так и не увидели, но очень хотелось, что бы хоть белка с ветки на ветку прыгнула.
Надо сказать, что та дорога которую мы выбрали отсутствовала полностью. И почти всю Ленинградскую область мы ехали по пыльной грунтовке. А вот как только пересекли указатель "Республика Карелия" дорога стала практически идеальной,
из леса на обочину выглядывали те самые валуны, а сам почти прозрачный лес зеленел мхом и только показавшимися на свет листочками.
Место первой нашей стоянки – Рускеала. Как я уже писала - самое популярное место в Карелии. Большинство маршрутов, которые я нашла в итернете здесь начинались и по сути заканчивались. Это место где должен побывать каждый, кто приехал в эти края. Именно здесь снимали "А зори здесь тихие", "Темный мир" и еще несколько фильмов. И кажется мне, что в этих лесах еще добрую половину советских экранизаций сказок снимали. Не доехав до места нашего лагеря мы остановились на обочине, потому что вдоль дороги обнаружился водопад. На пару часов мы пропали. Рыжая вода скатывалась по камням, бурлила у ног и превращалась в небольшое синее озеро. Вода ледяная и у берега сбивается в пену. Этот водопад был невысоким но зато очень широким, огибающим небольшой островок, здесь построены деревянные мостки и лесенки, стоят небольшие таблички про деревья и обитателей леса, но несмотря на всю облагороженность территории никакой коммерции и ограничений, ты волен гулять где хочешь и сколько хочешь, и никто, и ничто не нарушит твой покой.

Уже на закате мы нашли наш кемпинг. Мы удачно приехали после всех праздников и на стоянке не было никого. Выбрали под палатку самое удачное место с деревянным настилом и большим столом неподалеку, хозяева рассказали что с рыбалкой у нас вряд ли сложится, ведь лед сошел буквально пару дней назад. В это верилось с трудом, на улице днем было почти +20 и мы гуляли в майках, позабыв про теплые свитера и кофты, забытые в багажнике. Но в предрассветной ночи мы слегка подмерзали в нашей палатке и жались поближе друг к дружке, и прятали носы в теплые спальники. Завтраки и впрямь оказались на редкость вкусными, хоть это и были каши, которые я не очень жалую, но ТАКИЕ ВКУСНЫЕ каши!

Мраморный каньон Рускеала все же достаточно туристическое место - здесь разбит парк и вдоль каньона идет огражденная тропка, вход платный, зато можно спуститься в шахты, пролететь над бирюзовой водой на тарзанке, за отдельную плату, а вот коснуться мраморных скал входит в стоимость. Вода изумрудного цвета и кристально чистая, если вглядеться то видно валуны на дне. Нам очень хотелось взять лодку, но увы их только вытащили на берег и готовили к приближающемуся сезону, сказали, что не раньше середины мая будут сдавать в прокат. Так что пришлось довольствоваться пешими прогулками под крики крайне беспокойных чаек, то и дело пикирующих вниз на водную гладь. Но все это оцивиленное поразило и заворожило не так как то, что мы нашли позднее.

Почти весь день мы провели на каньоне, гуляли и даже устроили небольшой пикник. Что бы не разводить костров мы взяли небольшую газовую горелку и горячий обед теперь всегда был с собой.

Под вечер я просто вбила в яндекс карты слово "водопад" и недалеко от нас голубым кружочком навигатор отметил водопад рядом с электростанцией. Вот они прелести путешествий на машине: в любой момент можно сменить маршрут и отправиться в те места, о которых ты ничего не читал в интернете и вдруг наугад нашел на карте. Тропинка вдоль ограждения вела на берег реки, рядом с нами обрушивалась вода. Но здесь самым красивым был далеко не водопад, заточенный меж стен электростанции, а то, что обнаружилось на берегу.
Шагнув с тропы в лес ты оказываешься в плену сказки, она настоящая и осязаема на столько, что трудно в это поверить. Ноги утопают во влажном высоком мху, кажется что ты ступаешь на огромное зеленое облако укутавшее в себя все местные камни. Солнце пронзает ветви ельника своими золотыми иглами а птицы заливаются трелью. Того и гляди из леса выйдет мишка или под одной из повалившихся от старости на земь елей найдется избушка бабы Яги. Если запустить руку в мховую шапку, она окажется бездонной и пальцы ощутят все тепло лесного ковра.

Самый большой водопад мы увидели уже на следующий день, когда покинули мраморную Рускеалу. Снова на карте в глубине леса засинел кружочек. Это место  было примечено нами заранее и именно из-за дороги к нему в нашем багажнике катались четыре пары резиновых сапог, которые, к слову, нам таки не пригодились. Но машину на пол пути мы все же бросили в лесу среди еще нескольких ей подобных и отправились пешком сквозь пенье птиц к грохочущей где-то в дали воде. К "Белым мостам" ведет хоть и широкая, но местами труднопроезжаемая дорога, пару мест реально преодолеть только на настоящих внедорожниках. И вот они одни из самых больших водопадов Карелии: Водопады "Белые мосты"

Хочешь почувствовать себя песчинкой - спустись к подножью водопада, подойди ближе и посмотри вверх. Тонны воды срываются, разбиваясь о камни рядом с тобой. Грохот заглушает все звуки вокруг, а в лицо летит мелкая свежая водяная пыль. Водопады завораживают, особенно такие – огромные, ревущие они рычат, а вода не струится средь каменей, а бурлит и сметает все на своем пути. Она здесь ржавого цвета и в сочетании с синевой неба эта её особенность только добавляет красок.

Следующая наша стоянка была на берегу  живописнейшего озера Сандал. Мы сняли небольшие уютные номера. Разведка донесла, что сезон рыбалки и здесь не начат. Так еще и по-дороге в Петрозаводске выяснилось, что на Кижи мы тоже попасть не сможем, хоть изначально остров значился у нас одним из основных пунктов. Но водное сообщение на кометах было еще не открыто и нам предлагали снять лодку, но это не дешевое удовольствие и увы в эту поездку этот вариант оказался нам не по карману.

Раскрученный и нахваленный всеми водопад "Кивач" в одноименном заповеднике после "Белых мостов" казался каким-то не достаточно большим, да еще и заповедная территория где ни шагу с тропинки. Мы то надеялись почти весь день гулять по заповеднику, а оказалось что из-за ограниченности перемещений нам хватило пары часов, но там очень интересно в музее почитать о всех кто живёт и растет за оградой доступных для посетителей тропинок. Оказалось Кивач когда-то и впрямь был большим грохочущим водопадом но потом, выше по течению, что-то построили (наверное очередную ГЭС) и водопад стал по-тише.

Времени до заката была еще уйма и мы взяли весельную лодку и плавали по нашему озеру, ну точнее как по озеру, наверное по десятой его части. Рыбаки уже вышли с первыми, но как они сказали, неудачными попытками порыбачить, а мы плеском весел распугивали чаек, осматривающих свои владения с прибрежных камней.

Поехать в Карелию весной и не сплавиться по полноводным рекам на байдарке или рафте просто грех. И пусть для первого раза мы выбрали простой маршрут однодневного сплава эмоций нам все равно хватило, особенно когда мы добрались до сложного порога и под уверенные команды инструктора, объединив народ из двух рафтов в один, дабы не перевернуться, мы преодолели так называемую бочку. Все остались пусть мокрые, но внутри рафта, хоть тряхнуло нас знатно. Маленькая гордость за себя появилась, захотелось обязательно в следующий раз поплыть на несколько дней, что бы было больше сложных порогов и экстрима.

А вечером баня, можно было бы пропустить этот пункт, ну баня и баня, но! Она стоит на берегу, в ней не предусмотрен душ или бассейн, зато мостки ведут прямиком в озеро и ты весь распаренный выбегаешь в прохладу весеннего вечера, прыгаешь в воду, выныриваешь и замираешь любуясь закатом и наслаждаясь тем как холодная вода щекотит кожу.
Закаты, они везде разные и в Карелии у них есть свое очарование. Не знаю можно ли увидеть эту красоту летом, но мы то были еще до белых ночей и поэтому нашему взору каждый вечер представало двухчасовое световое шоу. Это у нас солнце молниеносно стремиться к горизонту, там же оно нехотя тянется к нему, словно не желая прощаться, и эта солнечная лень растекается по небу всполохами красно-оранжево-желтых линий.

Когда мы плыли на рафте, инструктор рассказал нам про затопленный вулкан Гирвас, но вместо вулкана в его стандартном представлении мы обнаружили огромный красивый водопад. Ведь снег сошел совсем недавно и река Суна, про которую везде пишут, что она почти пересохла, была в тот день полноводной и в несколько ступеней обрушивалась вниз.

Карелия край рек и озер, их здесь не счесть, но есть два о которых знают все Ладожское и Онежское. Оба большие и синющие. Порой кажется, что небо у тебя под ногами, и если б не барашки на воде то точно казалось бы что паришь.
И как раз на берегу Онежского озера расположилась финальная точка нашего путешествия – мыс Бесов Нос.

Место это загадочное, здесь на прибрежных скалах находятся петроглифы – рисунки древних людей, их возраст около 5 тысяч лет!!! вы только представьте: когда-то давно кто-то вышел на этот берег, на эти камни и нарисовал все эти рисунки. Если честно там на этих камнях кроме древних рисунков есть высеченные надписи и не такие древние но даже 1933 год уже смотрится древним)))) а как подумаешь про ПЯТЬ ТЫСЯЧ ЛЕТ мурашки по коже.

Почему-то когда ищешь информацию про это место в интернете находишь две вещи: петроглифы и адская трофидорога к берегу. Горы видео про то, как мужики прорываются вдоль реки на своих УАЗиках и сотни фотографий наскальных рисунков. А про природу все ограничиваются банальным "красиво". Даже как то обидно...

Кроме того что бы увидеть эти рисунки сюда стоит приехать что бы своими глазами увидеть красоту, спокойствие и величие онежского озера. Мы были одни: ни рыбаков, ни тех кто прорвался на джипах сквозь лесную чащу, ни тех кто решил встать здесь лагерем, приплыв из той же деревушки что и мы, - ни души, и лишь шелест прибоя да скрип сосен на берегу нарушают тишину. Не верится в то, что это озеро, ведь там, на горизонте, небо впивается в воды Онеги и края этой синиве не видно.

Попасть на бесов нос можно либо на хорошо подготовленном внедорожнике, либо по реке.
Милейшие обитатели деревни Каршево с радостью доставляют туристов на мыс на своих лодках.

Подведем итог:
С погодной кармой у нашей компании точно все в порядке! Природа к нам благосклонна, дни стояли солнечные и теплые, мы въехали в Карелию 3 мая, выехали 10 мая, всю неделю +20, на наших глазах распустились почки на деревьях и лес стал изумрудно зеленым, закаты эпически красивы и как специально чуть-чуть облаков нагоняет аккурат для съемки. Реки полноводны и водопады предстали перед нами во всей красе, комары еще толком не проснулись и не напрягали совсем, они всего раз покушались на нашу кровушку, пока мы закат на озере снимали. С клещами, которыми нас пугали тоже не встретились, хоть перед выездом каждый оформил себе страховку на случай укуса.
Дороги. В Карелии хорошие дороги. С того момента как пересекли границу республики Карелия и до самого конца маршрута была всего пара участков и то очень коротких, где дорожное покрытие было на 4ку. А вот только пересекли границу на выезд со стороны Вологды и дорога ухудшилась(((
ГАИ не зверские, не часто и адекватные, нас тормознули раз и по делу.
Камеры на дорогах: их не много и в основном на Мурманской трассе и в деревнях.
Люди. Они любят свой край и охотно делятся информацией, рассказами и тем, куда можно заглянуть по-дороге полюбоваться.
Цены адекватные: наш бюджет на Карелию не перевалил за 20000 на человека, при учете незапланированных расходов, мы конечно ездили экономно но далеко не бомж вариант. Радует, что в отличие от Абхазии, где каждый водопад облеплен людьми, мусором и оцивилен на столько, что теряется, водопады Карелии либо бесплатны для посещения, либо вход символические 100 - 200 р и то потому, что заповедная зона.

Карелия - место куда хочется вернуться, и мы это обязательно сделаем, тем более что самый север мы не покорили. Белое море ждет нас.

А теперь немного полезной информации:

Наш полный маршрут посмотреть на яндекс карте можно кликнув СЮДА

- Самые ужасные дороги в Ярославской области.
- Плохая дорога в Лен области от Каменогорска до Мельниково.
- Отличный кемпинг в Рускеале с вкусными завтраками(там есть не только места для палаток но и гостиница) ссылка: База отдыха "Рускеала"
- База отдыха на озере Сандал, она тоже так и называется вот ССЫЛКА
- Остановиться в Каршево (ближайшая деревня у мыса Бесов нос) можно ЗДЕСЬ
- Лодка на бесов нос из Каршево: прямой телефон хозяина лодки: +7(921)625-06-96 Владимир, замечательный егерь.
- По поводу сплавов и рыбалки в Карелии: прямой телефон инструктора: +7(953)533-19-86 Сергей